Урок

Начало проекта

Цель:

Определение единицы измерения параметра объектов;

Анализ и обобщение информации;

Изучение изменения тени в зависимости от угла падения света;

Установление связи между светом и тенью.

Время выполнения: 10-15 мин

Руководство учителю

  1. Для оценивания проекта предоставьте данный материал (PBL rubrics) учащимся, для того чтобы:

— ученики предварительно понимали по каким критериям им необходимо подготовиться,

— ученики самостоятельно смогли дать соответствующую оценку своим коллегам.

  1. Прежде чем приступить к лабораторных работам, ознакомьтесь с правилами безопасности, пройдя по ссылке: правила безопасности
  2. Руководство по теме:
  • Солнце встает на Востоке. Когда Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки, кажется, что солнце движется по небу.
  • Солнце садится на Западе.
  • Тени становятся длиннее, когда солнце находится низко в небе. Они самые продолжительные на восходе и заходе солнца.
  • Тени самые короткие, когда солнце находится высоко в небе. Они самые короткие в полдень.

4.  Щелкните ссылку, чтобы загрузить рабочий лист для выполнения практической работы: рабочий лист

Теоретическая часть

Тени образуются, когда свет не может пройти сквозь объект (непрозрачный). Их форма зависит от формы объекта, размера объекта, угла, под которым объект блокирует свет, и расстояния, на котором объект находится от источника света. 

Свет – один из важнейших факторов окружающего мира. Ученые подсчитали, что свет проходит расстояние от Солнца до Земли за 8 минут и 20 секунд. Световые лучи солнца распространяются со скоростью 300 000 километров в секунду. Когда лучи достигают Земли, они влияют на все на своем пути. Если объект, на который они падают, непрозрачен, свет не может пройти, и образуется тень.

Утром солнце находится на востоке, поэтому наша тень будет длинной и указывает на запад. По мере того, как день приближается к полудню, он постепенно перемещается на восток, когда солнце движется на запад. В полдень тень очень короткая или вообще отсутствует, поскольку солнце находится над нами. Затем, когда день переходит в ночь, наша тень постепенно перемещается на запад, когда солнце движется на восток.

Попробуйте наблюдать за изменением оттенка с помощью лабораторной работы.

Практическая часть

Шаг 1.

Загрузите и распечатайте изображение, показанное ниже, или нарисуйте его самостоятельно на листе формата А4. Эта интерактивная модель поможет учащимся понять визуально.

Шаг 2.

Ознакомьтесь с необходимыми инструментами.

Шаг 3.

Сложите или разрежьте по центральной линии и приклейте вдоль сгиба рабочей тетради по естествознанию.

Шаг 4.

Поместите игрушку в среднюю часть.

Шаг 5.

Зажгите фонарик на краю блокнота, как на рассвете. Покажите восход и закат, удерживая фонарь на одном уровне. Измерьте длину тени объекта.

Шаг 6.

Наблюдайте за тенью объекта, улавливая свет от фонаря с разных часов. Измерьте длину тени объекта в разное время часа.

Шаг 7.

Полученные размеры заполните в тетради в виде таблицы.

рассвет9:0012:0015:00вечер
… см… см… см… см… см

Шаг 8.

Делайте выводы, отвечая на вопросы, и записывайте свои ответы в тетрадь:

Как образуется тень?

Почему изменилась длина тени?

Как менялась тень с течением времени: направление падения тени, длина тени?

К какому типу исследований относится эта лабораторная работа?

Какие методы исследования вы использовали?

Какую единицу измерения параметра объекта вы использовали?

Заключение

Помимо того, что длина тени варьируется в течение дня, она также меняет свои размеры в зависимости от времени года. Наклон земной оси влияет на длину наших теней. Летом наше местоположение наклонено к Солнцу, поэтому наши полуденные тени очень короткие. Зимой наше местоположение наклонено в сторону от Солнца, поэтому наши полуденные тени длиннее.

Учащиеся познакомились с тенью и ее свойствами, сделав практическую работу.

Рефлекция